Система-112
PDF Печать

Системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» создаются в муниципальных образованиях и объединяют несколько служб, которые оказывают экстренную помощь населению.

Защита жизни и здоровья граждан, обеспечение сохранности имущества, личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма являются важнейшими задачами при обеспечении национальной безопасности и стабильного социально-экономического развития государства.

Качество решения поставленных задач зависит от нескольких факторов: скорости реагирования на угрозы, эффективной координации сил реагирования экстренных оперативных служб вне зависимости от места происшествия.

Основными целями создания Системы-112 являются:

  • организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;
  • организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», позволяющая позвонившему лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
  • уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
  • гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза и с другими субъектами России.

Назначение системы

Система-112 предназначена для выполнения следующих основных функций:

  • прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру «112» от населения и систем мониторинга важных объектов;
  • передача в экстренные оперативные службы сообщений о вызовах, а также возможность их подключения к разговору при первичном звонке обратившегося;
  • оптимальное использование сил и средств экстренных служб при реагировании на вызовы (сообщения о происшествиях);
  • поддержка единого информационного пространства для всех участников системы;
  • контроль и управление силами реагирования.

Состав Системы-112

Система-112 состоит из следующих основных подсистем:

  • подсистема приема и обработки вызовов;
  • подсистема базы данных;
  • подсистема поддержки принятия решений;
  • геоинформационная подсистема;
  • подсистема мониторинга;
  • подсистема обучения;
  • подсистема технологического обеспечения;
  • подсистема связи и передачи данных;
  • подсистема информационной безопасности.
  • подсистема радиосвязи;
  • подсистема управления парком транспортных средств;
  • подсистема автоматического позиционирования звонящего с мобильного телефона;
  • подсистема определения места нахождения пользовательского оборудования (в соответствии с приказом Минкомсвязи № 607);
  • подсистема видеонаблюдения.

Требования к составу Ситемы-112 для конкретного региона, в том числе и состав подсистем, в полном объеме уточняются и прорабатываются на этапе технического проектирования.

Внедрение Системы-112

Основными этапами работ по созданию Системы-112 в регионе должны быть:

  • предпроектное обследование состояния информационно-технологической инфраструктуры объектов автоматизации, инфраструктуры связи в муниципальных образованиях и экстренных оперативных службах;
  • разработка проектной документации, включая разработку схемы организации связи и схему подключения программно-технического комплекса Системы-112 к Центру управления в кризисных ситуациях региона;
  • закупка и поставка оборудования для системы;
  • установка, монтаж и наладка оборудования и программных средств;
  • проведение испытаний системы;
  • подготовка персонала;
  • опытная эксплуатация системы;
  • ввод системы в действие.

Эффективность внедрения Системы-112

Эффективность от внедрения Системы-112, в первую очередь, выражается в сокращении времени реагирования на поступивший вызов и сведения к минимуму возможных ошибок персонала дежурных и диспетчерских служб. Задействованные силы и средства используются в высшей степени рационально и эффективно.

Эффективность системы выражается и в предоставлении оператору информации всеми доступными средствами — голосовой связью, видео, текстовыми сообщениями, картографическими данными, автоматическими сигналами датчиков и возможностью сортировать и искать необходимую информацию с наименьшими временными затратами.

Внедрение Системы-112 способствует значительному сокращению эксплуатационных расходов и затрат на обучение персонала.